ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий для обеспечения качества образования, формирования функциональной грамотности учащихся, их личностного и социального развития.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для эффективной образовательной деятельности через:
повышение качества проведения учебных и факультативных занятий в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
формирование предметных, личностных и метапредметных компетенций учащихся в процессе обучения, создание положительного микроклимата на учебных занятиях для учащихся з разным уровнем учебной мотивации;
совершенствование системы работы по выявлению и поддержке высокомотивированных и одарённых учащихся, вовлечению их в проектную и научно-исследовательскую деятельность;
развитие здоровьесберегающей среды, обеспечение безопасных условий пребывания учащихся в учреждении образования.
2. Совершенствовать работу по развитию профессиональных компетенций педагогов через:
организацию адресной целенаправленной методической поддержки педагогов по повышению квалификационной категории;
повышение результативности работы учебно-методических объединений и практико-ориентированный характер методической работы по развитию профессиональных педагогических качеств;
стимулирование к участию в инновационной деятельности, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта.
3. Совершенствовать воспитательное пространство учреждения образования через:
оказание социально психолого-педагогической поддержки воспитания, содействующего личностному развитию учащихся и становлению нравственного, инициативного, активного гражданина Республики Беларусь;
формирование личности будущего активного гражданина, способного разрабатывать стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность;
совершенствование системы патриотического воспитания, формирование лидерских качеств обучающихся в системе взаимодействия учреждений образования и детских, молодёжных общественных объединений;
работу по профилактике правонарушений и безнадзорности на основе развития сотрудничества с социальными партнерами, обеспечения межведомственного взаимодействия;
создание условий для профессионального самоопределения учащихся, оказание педагогической поддержки учащимся в процессе выбора профессиональной сферы деятельности;
повышение эффективности здоровьесберегающей среды школы, формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью как к личной и общественной ценности, стратегии культуры безопасного поведения и обеспечения безопасных условий пребывания учащихся в учреждении образования.
4. Создать условия для развития и укрепления материально-технической базы учреждения за счёт активизации деятельности по привлечению внебюджетных и спонсорских средств.
- Устав учреждения образования
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящий Устав является новой редакцией Устава государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 имени В.И.Пеленицына г.Слонима» (далее – Учреждение образования).
1.2 Наименование учреждения образования – государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 имени В.И.Пеленицына г.Слонима».
Полное наименование на русском языке – государственное учреждение образование «Средняя школа № 10 имени В.И.Пеленицына г.Слонима».
Сокращённое наименование на русском языке – ГУО «Средняя школа № 10 им. В.И.Пеленицына г.Слонима».
Полное наименование на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыi «Сярэдняя школа № 10 імя В.І. Пеляніцына г.Слоніма».
Сокращённое наименование на белорусском языке – ДУА «Сярэдняя школа № 10 ім. В.І. Пеляніцына г.Слоніма».
1.3. Место нахождения учреждения образования – ул. Брестская, д.59, 231797, г. Слоним, Гродненская область, Республика Беларусь.
1.4. Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования (некоммерческое юридическое лицо)
1.5. Вид учреждения образования – средняя школа.
Вид учреждения образования может быть изменен. Решение об изменении вида учреждения образования принимается Учредителем по собственной инициативе либо по инициативе учреждения образования при совокупности следующих условий:
обоснованность необходимости изменения вида учреждения образования;
соответствие учреждения образования критериям заявляемого вида.
1.6. Сведения об учредителе учреждения образования.
Имущество учреждения является районной коммунальной собственностью. Полномочия собственника в отношении имущества Учреждения осуществляет Учредитель – Слонимский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель).
Органом государственного управления, уполномоченным Учредителем управлять имуществом учреждения, является управление образования Слонимского районного исполнительного комитета (далее – Уполномоченный орган). Контроль и координацию деятельности Учреждения в сфере общего среднего образования осуществляет Уполномоченный орган.
1.7. Сведения о создании, реорганизациях с указанием данных о правопреемстве, переименованиях этого учреждения образования со ссылками на соответствующие решения учредителя и регистрирующего органа:
1.7.1. решением Слонимского районного исполнительного комитета от 29.08.2011 № 668 переименовано из государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Слонима» в государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 г. Слонима»;
1.7.2. решением Слонимского районного исполнительного комитета от 06.02.2024 № 111 переименовано из государственного учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа №10 г.Слонима» в государственное учреждение образования «Средняя школа № 10 имени В.И.Пеленицына г.Слонима».
1.7.3. зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за номером 590941271.
ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Предметом деятельности учреждения образования является деятельность, осуществляемая в сфере образования по реализации образовательных программ начального, базового, среднего образования, программы воспитания детей, программы воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.
2.2. Основной целью учреждения образования является формирование гражданственности и патриотизма, интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие личности учащегося, формирование у него знаний, умений, навыков и компетенций.
В соответствии с целью деятельности учреждение образования в установленном действующим законодательством Республики Беларусь порядке имеет право осуществлять виды экономической деятельности согласно Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 5 декабря 2011г. № 85 (в актуальной редакции).
2.3. Основные задачи учреждения образования:
обеспечение общего среднего образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;
приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям;
выявление и развитие индивидуальных склонностей и интеллектуально-творческого потенциала обучающихся;
обеспечение преемственности между ступенями общего среднего образования и последующими уровнями основного образования;
формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни, готовности к труду, самостоятельному жизненному выбору;
формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
формирование культуры семейных отношений;
создание специальных условий для получения образования учащимися с особенностями психофизического развития и оказания им коррекционно-педагогической помощи;
охрана здоровья учащихся;
содействие деятельности детских и молодежных общественных объединений;
обеспечение социальной защиты учащихся и установленных законодательством социальных гарантий;
создание условий для социализации и саморазвития личности учащихся.
2.4.Учреждение образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения образования;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в научной, научно-технической и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
осуществлять иные права в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь;
2.5. Учреждение образования обязано:
обеспечивать качество образования;
осуществлять разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
производить подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
соблюдать санитарно-эпидемиологические требования;
совершенствовать материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
создавать безопасные условия при организации образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
осуществлять разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.
ГЛАВА 3
ИСТОЧНИКИ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. Финансирование учреждения образования осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств Учредителя, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных источников, не запрещенных актами законодательства.
3.2. Учреждение образования может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии с актами законодательства.
Осуществление учреждением образования приносящей доходы деятельности не влечет снижения их финансирования за счет средств местных бюджетов.
Средства, полученные учреждением образования от приносящей доходы деятельности, поступают в его самостоятельное распоряжение и расходуются в соответствии с актами законодательства и настоящим Уставом.
Приносящая доходы деятельность при оказании учреждением образования платных услуг, в том числе путем реализации образовательных программ на платной основе, осуществляется в соответствии с законодательством.
Осуществляемая в рамках образовательной деятельности реализация образовательной программы, финансируемой за счет средств местных бюджетов, не может заменяться полностью или частично платной услугой.
Имущество учреждения образования составляют основные фонды и оборотные средства, иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе.
3.3. Материально-техническая база учреждения образования формируется Учредителем, если иное не установлено Кодексом Республики Беларусь об образовании, в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства.
Материально-техническую базу учреждения образования составляют земельный участок, капитальные строения (здания, сооружения), оборудование и иное имущество.
3.4. Учреждение образования имеет:
помещения, кабинеты, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения и воспитания, необходимыми для организации образовательного процесса;
помещения для занятий физической культурой и спортом;
помещение медицинского назначения;
иное имущество в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
3.5. К средствам обучения и воспитания относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, в том числе музыкальные, учебные издания, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательного процесса.
Для организации образовательного процесса обучающихся может использоваться материально-техническая база других организаций в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Учреждение образования обеспечивает содержание принадлежащей ему материально-технической базы на уровне требований, определенных соответствующими нормативами, и несет ответственность за сохранность и эффективность ее использования.
Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы учреждения образования.
3.6. Развитие материально-технической базы учреждения образования осуществляется с учетом государственной программы развития системы образования, иных государственных программ, региональных комплексов мероприятий, обеспечивающих реализацию государственных программ, потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования.
3.7. Организация бухгалтерского учета осуществляется государственным учреждением «Слонимский районный центр для обеспечения сферы образования» в соответствии с договором.
ГЛАВА 4
ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ, СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ
4.1. Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Государственным школьным стандартом, Положением об учреждении общего среднего образования, иными актами законодательства, настоящим Уставом и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
4.2. Непосредственное руководство учреждения образования осуществляет директор.
4.3. Директор учреждения образования назначается на должность и освобождается от должности Учредителем либо уполномоченным им органом в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании.
4.4. Директор учреждения образования:
действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты своей деятельности;
издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности;
осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные (рабочие) инструкции;
реализует иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, должностной инструкцией руководителя учреждения образования, настоящим Уставом.
4.5. Основным органом самоуправления учреждения является педагогический совет, возглавляемый директором.
4.6. В учреждении образования могут создаваться попечительский совет, методический совет, родительский комитет, ученический совет.
Положения о педагогическом совете, методическом совете, попечительском совете, родительском комитете утверждаются Министерством образования.
4.7. Органы самоуправления учреждения образования создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства, настоящим Уставом.
ГЛАВА 5
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОГО РАСПИСАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
5.1. К структурным подразделениям учреждения образования относятся: библиотека, пункт коррекционно-педагогической помощи и иные структурные подразделения.
5.2. Структура учреждения образования формируется в соответствии с актами законодательства и настоящим Уставом по решению Учредителя.
5.3. Штатные нормативы численности работников учреждения образования установлены постановлением Министерства образования Республики Беларусь «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» на 1 января календарного года в пределах бюджетных средств и средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности. При этом учитывается численность учащихся на последнюю отчетную дату в соответствии с данными учета в сфере образования.
Наименование должностей и профессий работников учреждения образования устанавливаются в соответствии с Общегосударственным классификатором профессий и должностей служащих Республики Беларусь.
5.4. Директору учреждения образования предоставляется право утверждать штатное расписание в пределах фонда заработной платы.
5.5. Типовые штаты учреждения образования вводятся в полном объеме при наличии бюджетных ассигнований.
ГЛАВА 6
ПОЛНОМОЧИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
6.1. Учредитель принимает решение об изменении вида, реорганизации и ликвидации учреждения образования в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6.2. Учредитель принимает меры, в случае прекращения деятельности учреждения образования, по переводу учащихся, с согласия их законных представителей в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6.3. Учредитель Учреждения образования определяет язык обучения и воспитания с учетом пожеланий учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся при наличии такой возможности.
6.4. Учредитель формируется и обеспечивает обновление и развитие материально-технической базы учреждения образования.
6.5. Учредитель согласовывает введение в штат учреждения образования дополнительных должностей, не предусмотренных постановлением Министерства образования Республики Беларусь «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования».
6.6. Учредитель назначает на должность и освобождает от должности директора учреждения образования.
6.7. Учредитель согласовывает заключение договоров в сфере международного сотрудничества.
6.8. Учредитель осуществляет полномочия распорядителя бюджетных средств.
6.9. Учредитель осуществляет иные права и обязанности, предусмотренные актами законодательства и настоящим Уставом.
ГЛАВА 7
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ
7.1. Образовательная деятельность учреждения образования строится на основе принципов государственной политики в области образования, образовательных стандартов, современных образовательных и информационных технологий, на педагогически обоснованном выборе форм, методов, средств обучения и воспитания, учитывающих культурные традиции и ценности белорусского народа, других национальных общностей страны, достижения мировой культуры, а также в соответствии с целями и задачами Учреждения образования, с учетом интересов и способностей учащихся, их опыта.
7.2. Обучение, воспитание и развитие учащихся обеспечиваются педагогическим коллективом во взаимодействии с законными представителями учащихся, иными заинтересованными организациями.
7.3. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, учебно-программной документацией и включает в себя теоретическое и практическое обучение, самостоятельную работу, воспитательную работу, аттестацию учащихся.
7.4. Основные требования к организации образовательного процесса:
обеспечение качества образования;
компетентностный подход;
охрана жизни и здоровья учащихся;
соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации учащихся;
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований;
создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
создание условий для развития творческих способностей учащихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
обеспечение социально-педагогической поддержки учащихся и оказание им психологической помощи;
педагогическая поддержка детских и молодёжных общественных объединений;
создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Требования к мерам безопасности при организации образовательного процесса устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
7.5. В Учреждении образования реализуются образовательные программы:
программа начального образования;
программа базового образования;
программа общего среднего образования;
программа специального образования на уровне общего среднего образования;
программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности выдана Слонимским районным исполнительным комитетом от 13 декабря 2022 г. №1236 и зарегистрирована в реестре специальных разрешений (лицензий) Слонимского районного исполнительного комитета за №7.
7.6. Образовательный процесс при реализации программы общего среднего образования осуществляется в классах, группах или индивидуально.
В классы объединяются учащиеся, как правило, одного возраста для обучения и воспитания по соответствующим учебным планам и учебным программам.
Открытие классов осуществляется в зависимости от количества учащихся и с учётом экономической целесообразности.
Наполняемость классов должна соответствовать требованиям санитарных норм, правил и гигиенических нормативов. Решение о наполняемости классов принимает Учредитель.
При реализации образовательных программ общего среднего образования классы могут делиться на группы в случаях и порядке, определяемых Положением об учреждении общего среднего образования.
Образовательный процесс может осуществляться индивидуально в соответствии с индивидуальным учебным планом. Порядок организации учебного процесса индивидуально определяется Положением об учреждении общего среднего образования.
Учреждение образования обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования в следующие сроки:
I ступень – начальное образование (I – IV классы) – 4 года;
II ступень – базовое образование (V – IX классы) – 5 лет;
III ступень – среднее образование (X – XI классы) – 2 года.
Сроки обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования составляют:
на I ступени – от четырех до пяти лет;
на II ступени – пять лет;
на III ступени – два года.
I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.
Срок обучения в учреждении образования – 11 лет.
Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, зависит от возможности освоения ее содержания, а также от структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии такого лица и составляет для получения:
начального образования – от четырех до пяти лет;
общего базового образования – от девяти до десяти лет;
общего среднего образования – от одиннадцати до двенадцати лет.
Форма получения образования в школе – очная.
На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования, освоение содержания которой является обязательным.
Начальное образование даёт право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.
На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования, освоение содержания которой является обязательным.
Общее базовое образование даёт право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования.
На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования, освоение содержания которого является обязательным.
Общее среднее образование даёт право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Требование обязательности общего среднего образования сохраняется до достижения лицом возраста восемнадцати лет, а также для лиц, достигших такого возраста и осваивающих содержание образовательной программы среднего образования.
При этом требование обязательности общего среднего образования не распространяется на лиц, осваивающих содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
В Учреждении образования могут создаваться классы, в которых осуществляется изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне в рамках организации профильного обучения, при организации интегрированного обучения и воспитания – специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с требованиями наполняемости классов, установленными пунктами 14, 15 и 18 статьи 273 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей, указанных в главах 59 и 60 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
На III ступени общего среднего образования при освоении содержательной программы среднего образования в учреждении образования может осуществляться профильное обучение, которое предусматривает изучение отдельных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических и иных специальностей.
При реализации профильного обучения на III ступени общего среднего образования в учреждении образования возможно:
объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;
объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы (физика – математика, русский – английский языки, обществоведение, химия – биология).
Порядок и особенности открытия и функционирования в учреждении образования профильных классов на III ступени общего среднего образования регулируется законодательством и нормативными правовыми актами Министерства образования Республики Беларусь.
7.15. Учащиеся с учетом мнения их родителей или других законных представителей, исходя из склонностей, желаний и состояния здоровья могут изучать отдельные учебные предметы на повышенном уровне на факультативных занятиях в пределах учебных часов компонента учреждения образования.
Факультативные занятия, как правило, проводятся до начала либо после завершения учебных занятий. Факультативные занятия в V-XI классах могут проводиться в шестой школьный день.
Образовательный процесс в учреждении образования организуется по учебным годам. Учебный год делится на четверти. Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 31 августа. Учебные занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая включительно, а для учащихся IX и XI классов – с 1 сентября по 25 мая.
Если указанные даты приходятся на нерабочий день, то начало (окончание) учебного года, учебных занятий переносится на последующий (предшествующий) рабочий день.
Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.
Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов – не менее тридцати семи календарных дней.
Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12 календарных недель. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, завершивших обучение и воспитание в IX классе на II ступени общего среднего образования, продолжительность летних каникул должна быть не менее 10 календарных недель.
Начало и завершение четвертей, каникул ежегодно до начала учебного года устанавливаются Министерством образования Республики Беларусь.
Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования, образовательные мероприятия, а также воспитательная работа с учащимися во внеучебное время организуются в режиме шестидневной недели, которая включает в себя пятидневную учебную неделю и шестой школьный день.
Учебные занятия, а также факультативные занятия при реализации образовательной программы начального образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели.
Учебные занятия при реализации образовательной программы базового образования, образовательной программы среднего образования проводятся в режиме пятидневной учебной недели. В режиме шестидневной недели могут реализовываться образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X –XI классов. В шестой школьный день проводятся мероприятия по реализации основных направлений воспитания, в том числе спортивно-массовые, туристические мероприятия, экскурсии.
Формами организации образовательного процесса в учреждении образования являются учебное занятие, занятие. Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие. К учебным занятиям относятся урок, наблюдение, учебное проектирование, экскурсия, учебно-полевые сборы и иные учебные занятия. К занятиям относятся дополнительно проводимые к учебным занятиям факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, коррекционные занятия (для учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития), практические занятия, общественно полезный труд.
Учебные занятия, занятия могут проводиться по сменам.
Учебное проектирование – учебные занятия, предполагающие самостоятельную деятельность учащегося или группы учащихся для практического решения научной, технической, художественной, социальной или иной значимой проблемы с последующим публичным представлением и обсуждением результатов.
Учебно-полевые сборы – учебные занятия, направленные на формирование умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества.
В соответствии с запросами учащихся, законных представителей несовершеннолетних учащихся и возможностями учреждения образования факультативные занятия могут быть естественно-математической, гуманитарной, обществоведческой, экологической, военно-патриотической, музыкальной, хореографической, художественной, театральной, профориентационной и иной направленности, а также могут способствовать физическому развитию учащихся, совершенствованию их двигательной активности.
Стимулирующие занятия – занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся.
Поддерживающие занятия – занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных предметов).
Практические занятия – занятия, направленные на овладение определенными видами профессиональной деятельности.
Общественно полезный труд – занятия, направленные на формирование у учащихся трудовых умений и навыков.
При проведении учебных занятий по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» класс, как правило, делится на группы мальчиков (юношей) и девочек (девушек), наполняемость которых определятся Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
В учреждении образования в порядке, определяемом учреждением образования, проводятся образовательные мероприятия (олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали, семинары, конференции, иные мероприятия) в целях выявления и поддержки одаренных и талантливых учащихся с учетом многообразия их интересов и возможностей, содействия взаимопониманию и сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
В учреждении образования для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, развития у них творческих способностей могут открываться группы продленного для учащихся I–IX классов, положение о которых утверждается Министерством образования. Решение о наполняемости группы продленного дня принимается его учредителем или Уполномоченным органом. Количество учащихся в группах продленного дня не должно превышать наполняемость классов.
Ежедневное количество учебных занятий в учреждении образования и их последовательность определяется расписанием учебных занятий, которое составляется с учетом требований санитарных правил, норм, гигиенических нормативов. Расписание учебных занятий утверждается директором.
Длительность учебных занятий в I классах - 35 минут, во II – XI – 45 минут.
Продолжительность перемен между учебными занятиями определяется исходя из конкретных условий труда учреждения образования, необходимости организации питания учащихся и их отдыха в соответствии с требованиями санитарных правил, норм, гигиенических нормативов.
Учреждение образования ведёт учёт детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, в порядке, определённом Правительством Республики Беларусь.
Общие требования к приёму лиц для получения общего среднего образования:
местные исполнительные и распорядительные органы закрепляют за учреждением образования (для получения общего базового образования) территорию соответствующей административно-территориальной (территориальной) единицы в целях обеспечения проживающим на этой территории гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имеют равное с гражданами Республики Беларусь право на получение общего среднего образования, доступа к его получению.
Преимущественное право при приеме (зачислении) в учреждение образования имеют лица, проживающие на территории, за которой закреплено соответствующее учреждение образования. В приеме (зачислении) в учреждение образования лицу, проживающему на территории, за которой закреплено это учреждение образования, может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободного места. При наличии свободных мест в учреждение образования могут приниматься (зачисляться) лица независимо от места их жительства. Сроки и порядок приема (зачисления) в школу на свободные места лиц, не проживающих на территории, за которой закреплено соответствующее учреждение образования, определяются Положением об учреждении общего среднего образования или его виде.
В случае отсутствия свободного места в учреждении образования лицо, законный представитель несовершеннолетнего лица, проживающие на территории, за которой закреплено это учреждение образования, обращаются в иное учреждение образования или структурное подразделение местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования на территории административно-территориальной (территориальной) единицы по месту проживания лица, законного представителя несовершеннолетнего лица.
От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем.
Прием (зачисление) лиц с особенностями психофизического развития для освоения содержания образовательных программ специального образования осуществляется на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в порядке, установленном для приема (зачисления) лиц для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования.
Прием (зачисление) лица, достигшего возраста четырнадцати лет, в учреждение образования для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления и с согласия одного из его законных представителей при предъявлении свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, медицинской справки о состоянии здоровья, справки об обучении, если иное не установлено Кодексом Республики Беларусь об образовании.
Прием (зачисление) лиц в учреждение образования для освоения содержания образовательной программы начального образования осуществляется по достижении этими лицами на начало учебного года возраста шести лет или по желанию одного из законных представителей несовершеннолетнего лица с более позднего возраста. По заявлению одного из законных представителей несовершеннолетнего лица при наличии решения педагогического совета допускается прием (зачисление) в I класс лица, которому шесть лет исполняется в текущем календарном году.
Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждение образования, создаются условия для освоения содержания образовательных программ общего среднего образования на дому. Перечень медицинских показаний для получения общего среднего образования на дому определяется Министерством здравоохранения.
Образовательный процесс для освоения учащимся содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому организуется по месту жительства (месту пребывания) учащегося или учреждением образования, в котором он обучался до возникновения медицинских показаний для получения общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования на дому.
В целях социализации учащегося, осваивающего содержание соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, учебные занятия могут организовываться на дому или в сочетании учебных занятий на дому и в учреждении образования, организовавшем обучение и воспитание на дому.
Решение об освоении содержания соответствующей образовательной программы общего среднего образования на дому, организации учебных занятий на дому или на дому и в учреждении образования принимается структурным подразделением местного исполнительного и распорядительного органа, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования по месту жительства (месту пребывания) учащегося, на основании заявления учащегося, законного представителя несовершеннолетнего учащегося и заключения врачебно-консультационной комиссии.
Порядок организации освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, специального образования на дому определяется Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.
Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования кроме экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по учебным предметам, модулям учебного плана учреждения образования.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». Критерии оценки поведения учащихся определяются Министерством образования Республики Беларусь.
Получение общего базового и общего среднего образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в соответствии с требованиями, установленными Министерством образования Республики Беларусь.
Учащимся, успешно завершившим общее базовое образование, выдается свидетельство об общем базовом образовании, а учащимся, которые добились особых успехов в учебе при примерном поведении – свидетельство об общем базовом образовании с отличием.
Выпускникам учреждения образования, освоившим образовательные программы общего среднего образования, выдается аттестат об общем среднем образовании.
Выпускники учреждения образования за отличные успехи в учебе и примерное поведение награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами.
Трудовая деятельность учащихся может включать общественно-полезный труд, сферу социальной помощи, временное трудоустройство, работу в различных трудовых объединениях в течение учебного года и в каникулярное время.
Образовательный процесс по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка» может быть организован на базе Центра допризывной подготовки, определённого Учредителем.
Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета школы.
Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего (следующего) класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, может быть досрочно переведен в следующий класс в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
Учреждение образования на основании статьи 3, пункта 5 Кодекса Республики Беларусь об образовании обеспечивает реализацию права на получение общего среднего образования несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно проживающими в Республике Беларусь, а также несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь.
Порядок проведения аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, определяется педагогическим советом.
Основными языками обучения и воспитания в Республики Беларусь являются государственные языки Республики Беларусь.
Изучение белорусского и русского языков и одного из иностранных языков обучающимися является обязательным.
Обязательный для изучения иностранный язык определяется Учредителем учреждения образования с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования.
Порядок изучения белорусского и русского языков иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые временно находятся или временно проживают в Республике Беларусь, при получении общего среднего образования осуществляется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.
ГЛАВА 8
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИНЫХ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ
8.1. Субъектами образовательных отношений являются участники образовательного процесса, учреждение образования.
8.2. К участникам образовательного процесса относятся обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники.
8.3. Обучающимися учреждения является лицо, принятое (зачисленное) для освоения содержания образовательной программы общего среднего образования.
8.4. Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
8.5. Педагогическими работниками назначаются лица, осуществляющие педагогическую деятельность (реализуют содержание образовательных программ, программ воспитания, оказывают коррекционно-педагогическую помощь, осуществляют научно-методическое обеспечение образования и (или) руководство образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений.
8.6. Обучающиеся имеют право на:
получение образования в соответствии с образовательными программами;
одновременное освоение содержания нескольких образовательных программ основного образования в случаях, предусмотренных актами законодательства;
перевод в другое учреждение образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
обучение и воспитание в соответствии с настоящим Кодексом в пределах содержания образовательной программы по индивидуальному учебному плану, индивидуальной учебной программе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
пользование учебниками и учебными пособиями;
бесплатное пользование библиотекой, физкультурно-спортивными сооружениями, учебной, производственной, научной базой учреждения образования, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования;
получение социально-педагогической поддержки и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;
поощрение за успехи в учебной, общественной, научной, экспериментальной, инновационной деятельности, участие в физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных мероприятиях, а также в образовательных мероприятиях;
участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, семинарах, праздниках и других образовательных и иных мероприятиях, общественной, научной, экспериментальной, инновационной, культурной деятельности;
ознакомление с правилами внутреннего распорядка для обучающихся, а также иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также учебно-программной документацией;
участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству;
8.7. Обучающиеся обязаны:
добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
не допускать действий, препятствующих другим участникам образовательного процесса исполнять их обязанности и реализовывать х права в сфере образования;
бережно относиться к имуществу учреждения образования.
8.8. Основанием для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности является противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение иди ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительным документом и иными локальными правовыми актами учреждения образования, в виде следующих действий (бездействий):
опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия, занятия, производственное обучение, иные формы организации образовательного процесса;
оскорбления участников образовательного процесса;
порчи капитальных строений (зданий, сооружений), оборудования или иного имущества учреждения образования;
распития алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования, а также появление в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
курение (потребление) табачных изделий, использования электронных систем курения, систем для потребления табака в помещениях и на территориях, занимаемых учреждением образования;
иных противоправных действий (бездействий).
8.9. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.
8.10. К дисциплинарной ответственности привлекается учащийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а учащийся из лиц с особенностями психофизического развития – семнадцати лет.
8.11. К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совершения возраста, с которого начинается дисциплинарная ответственность, а также к учащемуся из лиц с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии могут применяться меры педагогического воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете и иные меры, не противоречащие законодательству).
8.12. За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор;
досрочное прекращение образовательных отношений (отчисление) по основаниям, предусмотренным подпунктами 5.10–5.13 и 5.16 пункта 5 статьи 68 настоящего Кодекса.
8.13. Право выбора мер дисциплинарного взыскания принадлежит директору учреждения образования. При выборе мер дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.
8.14. Законные представители несовершеннолетних учащихся в соответствии с Кодексом об образовании и иными актами законодательства имеют право на:
ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительным документом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, правилами внутреннего распорядка для обучающихся, иными локальными правовыми актами, содержащими права и обязанности обучающихся, а также с учебно-программной документацией;
участие в управлении учреждением образования;
защиту прав и законных интересов обучающихся, включая обращение в комиссию по разрешению конфликта интересов педагогического работника в случае разногласий между участниками образовательных отношений;
получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности обучающихся в порядке, определяемым руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних обучающихся;
получение информации обо всех видах обследований учащихся.
8.15. Законные представители учащихся обязаны:
обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;
уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
обеспечивать выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, Государственного школьного стандарта, правил внутреннего распорядка для учащихся.
8.16. Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждения образования.
. Педагогические работники в соответствии с актами законодательства имеют право на:
защиту профессиональной чести и достоинства;
обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения и воспитания;
доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
участие в управлении учреждением образования;
повышение квалификации;
моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической, научной, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования;
объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы. Порядок, условия и размер ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам, перечень должностей педагогических работников, которым выплачивается ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы, определяются Министерством образования;
бесплатную перевозку к месту работы (до учреждений дошкольного, общего среднего, специального образования) и обратно школьными автобусами по маршруту их движения в случае отсутствия автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортом общего пользования, обеспечивающих прибытие педагогического работника к началу его рабочего дня к месту работы и обратно, и при наличии свободных посадочных мест в школьном автобусе.
8.18. Иные права педагогических работников устанавливаются актами законодательства, учредительными документами и иными локальными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования.
8.19. Педагогические работники обязаны:
осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;
обеспечивать соблюдение специальных условий, необходимых для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
проходить предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.8.20. Педагогические работники не вправе оказывать платные консультативные услуги по отдельным учебным предметам, модулям, учебным дисциплинам, образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к вступительным испытаниям (репетиторство), обучающимся, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
8.21. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и актам законодательства.
ГЛАВА 9
СВЕДЕНИЯ О ФИЛИАЛАХ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВАХ, ИНЫХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
9.1. Учреждение образования является некоммерческим юридическим лицом (имеющим печать со своим наименованием с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы со своим наименованием), входящим в систему общего среднего образования и созданное в целях формирования гражданственности и патриотизма, интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития личности учащегося, формирования у него знаний, умений, навыков и компетенций.
9.2. Учреждение образования не имеет филиалов, представительств, иных обособленных подразделений.
ГЛАВА 10
ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И (ИЛИ) ДОПОЛНЕНИЙ В УСТАВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
10.1. Реорганизация и ликвидация учреждения образования осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.
10.2. Настоящий Устав вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
10.3. Изменения и дополнения в Устав утверждаются приказом Учредителя и подлежат государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством.